Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
«Русская изба»
Тема: «Русская изба»
Цели: формирование словаря по теме: «Русская изба» (веретено, рушник, потчивать, подбоченившись, селились), воспитание ценностного отношения к русской культуре, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
образовательные:
активизирование в речи детей слов – определений, упражнение в употреблении простых предложений;
обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками
расширение знания и представления детей о народных играх.
развивающие:
развитие у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к произведениям народного искусства.
воспитательные:
воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства.
Уметь выслушивать товарища до конца и не перебивать его.
Интеграция (НОД): «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация».
Оборудование: мини-изба; предметы русского быта: самовар, рушник, лапти, вышитые полотенца и т.д.
Предварительная работа : Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
Чтение русских народных сказок.
Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них.
Ход занятия.
Встречаю детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):
«Русь деревянная, края дорогие
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Варианты ответов детей)
-Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)
- С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. «Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное дерево. Знаете, почему Русь называют деревянной? (Варианты ответов детей)
- Длинные, холодные зимы, вынуждали строить жилье из бревен, а этот строительный материал имелся в избытке в лесу. Сосна или ель – вот из чего строили избу. Бревна выбирались крепкие здоровые ровные «Из гнилого леса ненадолго изба» - так говорит русская народная пословица. В избе все было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда, поэтому понапрасну ни дерево, ни ветки не рубили, не бросали – все шло в дело. А сколько умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена умели вырезать вот такие замечательные вещи (демонстрирую предметы утвари): ложки, посуду, шкатулки, балалайку, веретено (давайте повторим все вместе это новое для нас слово. Если не четкое произношение, повторяем вновь). Веретено – это приспособление для ручного прядения пряжи.
-Как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Дорогих гостей встречали хлебом, солью. А подносили хлеб да соль на рушнике (проговариваем все вместе. Если не четкое произношение, повторяем вновь). Рушник – это декоративное расшитое полотенце, изготавливалось из домотканого льняного или конопляного полотна.
- Гостей обязательно потчивали (угощали, предлагали поесть, выпить что-либо). Отгадайте мою загадку:
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Ответ: самовар)
- Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров. Давайте сейчас тоже попьем с вами чай.
Физкультурная минутка «Пьем чай».
К самовару гости прибежали
(Дети стоят в кругу, один ребенок посредине)
Дружно чашки наполняли.
(Идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара.
(Расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(Идут по кругу друг за другом).
- Молодцы, ребята! А самоварчик наш все кипит и кипит.
Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».
И. п.: основная стойка – правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках пш – пш – пш – пш – пш.
- Понравился вам ребята самовар? А кому что больше всего понравилось, запомнилось в нашей избе? (каждому ребенку задаю этот вопрос).