Цветкова Анна Александровна, воспитатель первой квалификационной категории

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию на тему: «Русская матрёшка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

 

 

Конспект занятия в средней группе

по познавательному развитию

на тему: «Русская матрёшка»

Выполнила воспитатель:

Цветкова Анна Александровна

г. Михайловск


Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему «Русская матрёшка»

 

Цель: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве, развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Интеграция областей:

 

- познавательное развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

 - физическое развитие.

Задачи:

- познакомить детей с историей матрешки;

- развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины и счета;

- обогащать словарь детей прилагательными, развивать связную речь;

- формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символу дружбы, любви и согласия русского народа, познакомить с историей матрёшки;

- приобщать к национально- культурным традициям.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может пять, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)

Воспитатель: Матрёшку знают во всём мире. Это одна из самых популярных русских игрушек и сувениров. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой — ещё меньше. Матрешку знают во всём мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и берёзы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается; потом следующую — побольше; затем ещё больше и только в последнюю очередь — самую большую.

Потом игрушки расписывают яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и цветные платки, прорисовывают лицо, чтобы на нём блестели глазки, розовели щечки.

 Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.

Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,

Игрушка – кукла расписная, а как назвать её не знал.

«Красивая игрушка похожа на Катюшку, а может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир.

Шагает по планете, и радует весь мир.

Воспитатель.

- Посмотритена вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. ( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.

 

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки.

Эту куклу ты открой

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую-

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри

Кто в ней прячется внутри

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая

Вот поставленные в ряд

Сестры-куколки стоят

Посчитаем вас опять: 1 2 3 4 5

-сколько кукол?

-кукол пять!

 

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: А какие они? 

Дети:  Красивые, большие и маленькие.

Воспитатель: Наши матрёшки, веселушки – хохотушки, очень любят играть Давайте и мы с вами тоже поиграем.

Физкультминутка: «Мы весёлые матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопки в ладоши)

На ногах у нас сапожки,  (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Дружно топают матрешки, (топают ногами)

Девчонки озорные, матрешки расписные (покружится вокруг себя)

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Влево, вправо наклонись (наклоны туловища влево, вправо)

Всем знакомым поклонись. (наклоны туловища вперед)

 

Дидактическая игра: «Собери Матрёшку»

Воспитатель раздаёт детям конверты с разрезными плоскостными изображениями матрёшек и предлагает детям собрать её по частям.

Дети собирают матрёшку и выбирают самую красивую.

Пальчиковая гимнастика: «У Матрёшкиной сестрицы…»

У Матрёшкиной сестрицы(ритмичные удары пальцами правой руки,

По деревне небылицы: начиная  с указательного, по левой ладони)

Ходит утка в юбке,  (ритмичные удары пальцами левой руки,

 В тёплом полушубке, начиная с указательного, по правой ладони)

Курочка в жилете,  (на каждое название животного загибают

Петушок в берете, пальцы на руках,  начиная с больших)

Коза в сарафане,

Заинька в кафтане,

А всех их пригоже (ритмичные чередующие хлопки

Корова в рогоже. в ладоши и удары кулачками)

 

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали?

- О какой народной игрушке мы с вами сегодня говорили?

Дети: О русской матрешке.

Воспитатель: - Из чего она сделана? 

Дети: Из дерева

Воспитатель: - А какие у нас матрёшки?

 Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: - Какие бывают матрёшки по размеру?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: - Как можно с ними играть? 

Дети: Разбирать, собирать.

Воспитатель: - Как нужно относиться к матрёшке и труду народных мастеров? 

Дети: Бережно, аккуратно.

В заключении занятия, воспитатель благодарит и хвалит детей за старание.

6 января 2022 в 11:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.